ТОЛСТОЙ Федор Петрович, граф (род. 10(23) февраля 1783–1873), медальер, рисовальщик и живописец, тайный советник (1846). Ф. П. Толстой принадлежал к знатному роду, и его ждала блестящая карьера. В 1802 г. он окончил Морской корпус со званием мичмана и тогда же поступил вольноприходящим учеником в АХ. Тяга к искусству оказалась непреодолимой, и он в 1804 г. ушел в отставку, пожертвовав не только карьерой, но и прочным положением в жизни. Творческие интересы Толстого были не совсем обычны. Его более всего увлекали те области искусства, которые в то время традиционно считались "побочными" или даже "несерьезными", однако, работая именно в них, Толстой достиг впечатляющих результатов и сделал известным свое имя. Еще в АХ он занялся лепкой рельефов из воска и создал серию небольших (11х11 см), но выразительных портретов (А. Ф. Дудиной, К. А. Леберехта, П. А. Толстого, автопортрет и др.), а также рельефов на античные темы ("Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон", 1809, и др.). Успехи его были замечены, и в 1810 г. он получил назначение на петербургский Монетный двор для создания медалей. Толстой в совершенстве изучил и эту специальность, требующую умения на крохотном поле символически передать важную идею, а также владения трудоемкой и сложной техникой. Опыт, приобретенный на Монетном дворе, пригодился Толстому при создании одного из лучших его произведений - серии из 21 медальона, посвященной Отечественной войне 1812-14 гг. На дисках диаметром 16 см были запечатлены в аллегорической форме наиболее важные события этой войны. Медальоны были сделаны из воска на аспидных досках и позднее отлиты в гипсе. Другим капитальным произведением Толстого стала серия иллюстраций к поэме И. Ф. Богдановича "Душенька", перелагающей миф о любви Амура и Психеи (1820-е - начало 1830-х). В этом строгом и поэтичном творении, выполненном уверенной рукой мастера, отрази лось его увлечение античностью. Все 67 рисунков он повторил в гравюре резцом, для чего безукоризненно овладел новой для него техникой. Превосходных результатов Толстой достиг даже в силуэте - технике, распространенной главным образом среди любителей и почти не принимаемой всерьез профессионалами. Она послужила ему для создания сложных сцен народной и армейской жизни, а также батальных эпизодов Отечественной войны. Редкостное разнообразие творческих интересов отличало Толстого всю жизнь. Уже немолодым человеком, в 1838 г., он сочинил балет "Эолова флейта" - написал либретто, исполнил эскизы костюмов и более 60 рисунков, в которых определял хореографию балета; а через четыре года сочинил второй балет - "Эхо". Но, к сожалению, ни один из них не был поставлен на сцене. Толстой был энциклопедически образованным человеком, к тому же всем, за что он брался, стремился овладеть досконально, во все вносил нечто свое: изобретал рецепты новых красок и клеев, употреблял оригинальные технические приемы и усовершенствования. Долгий жизненный путь Толстого вполне благополучен. В 1828 г. он стал вице-президентом АХ, в 1842-м - профессором по медальерной части, в 1849-м - еще и по скульптуре, а в 1859-м - товарищем (то есть заместителем) президента. К концу жизни он, правда, начал слепнуть, потом совсем потерял зрение, но и тогда оставался таким же деятельным, мыслящим и привлекательным человеком, каким его знали с молодых лет. В 1788-90 жил в г. Выборг, где служил его отец. В 1850-70-х Толстым принадлежала усадьба «Марковилла» в окрестностях Выборга (ныне 4-й км Светогорского ш., не сохр.). Облик усадьбы Ф. П. Толстого, носившей название “Марковилла”, запечатлен в его картине “Вид дачи Марковилла... ... ... напротив хорошо виден старинный деревянный дом бывшей усадьбы Ф. П. Толстого “Марковилла”. Здесь его навещали худ. А.И. Мещерский, Г.Г. Чернецов, историк Н.И. Костомаров и зоолог Н.А. Северцов. Похоронен в СПб. на Лазаревском кладб. Александро-Невской лавры (Некрополь XVIII в.).