История Выборга второй половины XIX века отмечена и важнейшим событием в его архитектурной биографии. . В январе 1860 года Александр II утвердил предложения о разборке старых укреплений, мешавших развитию города. Вышел правительственный указ о снесении средневековых шведских военных укреплений и осуществлении в связи с этим нового проекта реконструкции и застройки города. Значение указа о разборке старых крепостных сооружений трудно переоценить. В годовом отчете выборгский губернатор писал, что «этим всемилостивейшим разрешением городу Выборгу дарована возможность удовлетворить давно ощущенную потребность выйти из тесных пределов крепостных стен, дабы приобрести более простора для постепенного раз-вития города, на которое указывают как самое положение его, так и проистекающие от этого выгодные торговые условия». Выполненный землемером Б. О. Нумальмом новый генеральный план - проект реконструкции и застройки Выборга утвердили 9 (21) февраля 1861 г. Этот план долгое время служил основой для продолжения градостроительных работ в Выборге. Он отражал многие архитектурные приемы, ставшие типичными для периода бурного роста городов. Вместо снесенных укреплений Каменного города и Рогатой крепости прокладываются новые улицы, разбиваются парки и возводятся новые кварталы. Одна из улиц была названа в честь императора - Александровской (ныне Ленинградский проспект). Только некоторые постройки были сохранены как исторические памятники. Разборка крепостных сооружений дала возможность для развития городской застройки в юго-восточном направлении и слияния ее с пригородами. Расширение территории города происходило также за счет засыпки мелководных участков залива. Новый генеральный план впервые предусматривал одновременно с возведением жилой застройки разбивку парков и скверов, озеленение бульваров. Уже в 1861 году в Выборге построили 7 каменных и 12 деревянных домов. Завершилось устройство газового освещения улиц не только в центральных районах города, но и в пригородах — форштадтах. В 1864-1877гг. за Петербургским форштадтом возводятся Восточно-Выборгские укрепления. Автор проекта генерал-адъютант З. И. Тотлебен. Центром укреплений являлась возвышенность, расположенная к юго-востоку от города и получившая впоследствии название Батарейная гора. Сейчас там расположен Выборгский ЦПКиО, однако многие укрепления сохранились до сих пор. В 1870г. построена железная дорога, связавшая Гельсингфорс (Хельсинки) с Петербургом, а позднее и с другими населенными пунктами. В ее открытие лично участвовал император Александр II. Для прокладки железной дороги на острове Твердыш (Linnasaari) в скале был вырублен очень живописный каньон. В 1871 году Выборг получил строительный устав. Пять его «статей» обязывали всех застройщиков не нарушать положений устава и соблюдать требования проекта, утвержденного десять лет назад. Разборка средневековых куртин и бастионов способствовала естественному развитию города в юго-восточном направлении, выходу его застройки с полуострова на материк. Работы по срытию верков продолжались напряженно и безостановочно. По гласису снесенной крепости проложили новую главную улицу города — Торкельскую (ныне проспект Ленина), ров засыпали землей с внесенными удобрениями и разбили на его месте паркэкспланаду (парк Ленина). В связи с развивающимися капиталистическими отношениями Выборг утрачивал суровый облик военной крепости и превращался в красивый, современный европейский город. На его улицах и площадях появились большие каменные здания банков, акционерных обществ, гостиниц, консульских представительств, учебных заведений, магазинов, доходных домов... На выборгских улицах и площадях в 1900-х годах появились постройки нового стиля — модерна. В Выборге возводили дома в стиле модерн, со свойственной для его финской разновидности живописно-декоративной трактовкой форм и применением в декоре образов животного и растительного мира севера. В этих постройках ощущается стремление зодчих приблизить архитектуру к природе края, его лесам и скалам, климату и обычаям народа... Сохранившиеся в Выборге здания в стиле модерн являются колоритными акцентами в его городских пейзажах и панорамах. Своими памятниками и архитектурными контрастами, средневековой экзотикой и природными условиями редкой красоты Выборг издавна служил источником вдохновения многим известным художникам: А. Н. Бенуа, А. П. Боголюбову, П. П. Верещагину, Л. Ф. Лагорио, А. П. Остроумовой-Лебедевой, Н. К. Рериху, Ф. П. Толстому, Г. Г. Чернецову и ряду других. Красочную картину городской среды воспроизвел в своих воспоминаниях наш современник адмирал Ю. А. Пантелеев, побывавший в Выборге в 1910 году: «Мы пошли знакомиться с Выборгом. После шумного и пыльного Петербурга поражала тишина и чистота улиц. Большинство домов деревянные, в один или два этажа, на солидных гранитных фундаментах. Ни трамваев, ни даже конки в городе не было. Не повстречали и автомобиля. Зато поражало множество велосипедистов: солидных мужчин и женщин, молодежи. На багажниках велосипедов везли корзины с покупками, бидоны с молоком. Картину дополняли извозчики в просторных непромокаемых пелеринах и шляпах, похожих на зюйдвестки. Их услугами больше пользовались приезжие люди и моряки стоящих в гавани судов. ...Настало время обедать. Мы вошли в небольшой деревянный домик со скромной вывеской «Домашние обеды». Нас приветливо пригласили проходить. В центре комнаты находился большой широкий стол, уставленный в определенном порядке всякой снедью: в торце разнообразные закуски, затем супницы, потом горячие вторые блюда — рыба, котлеты и каши и, наконец, компоты, кисели и пирожные. Тут же стояли кувшины с кефиром и молоком, яблочным и клюквенным морсом, квасом». В начале 1920-х годов в архитектуре Выборга проявилось новое направление — функционализм. С фасадов зданий исчезли мелкие детали и украшения, основное внимание уделялось удобству планировки и функционирования зданий и сооружений. В 1929 году профессором О. Меурманом был разработан очередной генеральный план города, в процессе реализации которого в Выборге построено немалое количество интересных жилых, общественных и промышленных зданий. После значительных разрушений, полученных городом в результате двух войн, в первое послевоенное десятилетие в Выборге велись в основном восстановительные работы, позднее строительство шло преимущественно по типовым проектам на окраинах города. Начиная с конца 1960-х годов стали возводиться здания по индивидуальным проектам, некоторые из которых органично вписались в городскую среду. Выборг утратил суровый облик военной крепости и превратился в красивый, современный европейский город. На его улицах и площадях появились большие каменные здания банков, акционерных обществ, гостиниц, консульских представительств, учебных заведений, магазинов, доходных домов. В этих постройках ощущается стремление зодчих приблизить архитектуру к природе края, его лесам и скалам, климату и обычаям народа. Сохранившиеся в Выборге здания в стиле модерн являются колоритными акцентами в его городских пейзажах и панорамах.
В статье использованы материалы открытой печати и сайтов:
- http://www.vyborgcity.ru
- http://www.oksanochka.com