7 сентября 1856 года состоялось открытие Сайменского канала. Открытие Сайменского канала обеспечило для региона озера Саймаа и Восточной Финляндии важную транспортную артерию для доступа на мировой рынок. Канал стимулировал также значительный экономический рост этого региона.Сайменский канал является водной артерией длиной 43 км, соединяющей водную систему Саймаа с Финским заливом.
Справка
Попытки создания канала между самой крупной озерной системой Финляндии и Финским заливом предпринимались еще в XVI веке, но только в XIX столетии, во времена Николая I и Александра II, государственные и экономические условия стали благоприятными для реализации столь грандиозного проекта. Спроектировал канал швед Нилс Эриксон, а выстроили его за 11 лет — на 4 года раньше запланированного срока. Открытие Сайменского канала 7 сентября 1856 года, приуроченное к коронации Александра II, ознаменовало новый период в развитии промышленности, торговли и туризма. Смета всех строительных работ превысила годовой бюджет княжества Финляндии, но не прошло и 25 лет, как канал окупил затраты.
По каналу осуществляется как грузовое, так и пассажирское судоходство, в том числе и прогулочных судов и яхт.
Длина участка, расположенного на территории Финляндии, составляет 23,3 км, а длина российской части канала – 19,6 км. Общая протяженность канала составляет 42,9 км, ширина 34-55 м; глубина 5,2 м. Количество шлюзов — 8, их длина — 85 м, ширина — 13,2 метра. Общий перепад высот на участке между водоемом Саймаа и Финским заливом составляет в среднем 75,7 м. Ступенчатость участка обеспечена восемью шлюзами, перепады высот между которыми колеблются от 5,5 м до 12,7 м. Три шлюза (Мустола, Мялкия и Соскуа) расположены на территории Финляндии, а пять (Пялли, Илистое, Цветочное, Искровка и Брусничное) – на территории, арендуемой Финляндией у России. Через канал построены семь разводных и шесть стационарных мостов.
Во время второй мировой войны и после ее окончания канал был закрыт в течение 20 лет.
В начале 60-х годов XX века во время официального визита президента Финляндии Урхо Кекконена в СССР было подписано двустороннее соглашение об аренде советской части Сайменского канала Финляндией за $ 300 тыс. в год сроком на полвека.
Сегодня канал стал путем дружбы и сотрудничества между Россией и Финляндией. Среди перевозимых грузов здесь преобладает древесное сырье и продукты его переработки. Помимо грузовых, по каналу курсируют пассажирские и круизные суда.