Родился в семье военного поселянина. Учился у художника-иконописца И.М. Бунакова, выполняя заказы на иконы и росписи церквей; писал портреты родных.
Скопив денег, в 1863 уехал в Петербург и после занятий в Рисовальной школе Общества поощрения художников сдал экзамены в Академию художеств, где занимался около 10 лет, написав в ее стенах принесшую ему известность картину "Бурлаки на Волге". За программную работу "Воскрешение дочери Иаира" Репин получил Большую золотую медаль и право на 6-летнее обучение в Италии и Франции, где завершил художественное образование.
Вернувшись в Россию в 1876, примкнул к Товариществу передвижных художественных выставок, став одним из вождей реалистической школы живописи. Над чем бы ни работал Репин - сказочный "Садко в подводном царстве", революционный "Арест пропагандиста", исторический "Иван Грозный и сын его Иван", вольные "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", психологические портреты "Протодьякон", "Мусоргский", - его творчество глубоко социально.
В 1893 Репин стал действительным членом Петербургской академии художеств. Жил в усадьбе "Пенаты" в Куоккале, которая после Октябрьской революции оказалась за границей. Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались.
Репин - автор воспоминаний "Далекое - близкое". В 1940, после того как Куоккала стала принадлежать СССР, в "Пенатах" был открыт мемориальный музей.
источник: Федеральное агентство по культуре и кинематографии - http://www.rosculture.ru/
Илья Репин и Финляндия
Сто десять лет назад русский художник Илья Репин поселился в финском местечке Куоккала,находящемся на берегу Финского залива, в 45 километрах от Петербурга(Финляндия тогда входила в состав Российской империи на правах автономии).
В 1899 году художник приобрел здесь около двух гектаров земли, построил дом и разбил парк, превратив этот участок Карельского перешейка в живописный и уютный уголок. Свою усадьбу, любовно созданную по собственному замыслу, он назвал "Пенаты" - по имени почитавшихся в древнеримской религии богов-хранителей домашнего очага. Усадьба принимала нынешний, известный всему миру, облик постепенно. Дав волю своей фантазии, Репин тщательно продумывал облик и структуру каждого элемента. В итоге получилось оригинальное сооружение, в мельчайших деталях и в комплексе отражающее творческую индивидуальность автора. Здесь Репин трудился и отдыхал, с удовольствием принимал многочисленных посетителей.
Гостями "Пенатов", участниками дружеских бесед, музыкальных вечеров и оживленных застолий были М. Горький, Ф. И. Шаляпин, С. А. Есенин, К. И. Чуковский и многие другие. Можно сказать без преувеличения: первые полтора десятка лет своего существования "Пенаты" были одним из центров интеллектуальной жизни России. Распорядок и стиль жизни в "Пенатах" во многом определяла вторая жена Ильи Ефимовича, писательница Наталья Борисовна Нордман, печатавшаяся под псевдонимом Северова. Считалось, что это под ее влиянием Репин и сам стал убежденным вегетарианцем, и начал призывать к этому всех своих друзей и знакомых. Немало шуток по поводу капустного и морковного рациона "Пенатов" не только гуляло среди знакомых художника, но даже попадало в прессу. Всем посетителям также известно было настойчивое требование хозяев "Пенатов" привыкать-приучаться к самообслуживанию. Здесь не принято было подавать пальто, ухаживать за гостями за столом и т. п. Сам хозяин всерьез сердился, когда ему пытался уступить место или дорогу гость, хотя бы и годившийся ему в сыновья или внуки.
С началом Первой мировой войны существенно сократились возможности встреч с друзьями и коллегами. Когда же в 1918 году Финляндия обрела независимость, и граница прошла по реке Сестре, общение практически сошло на нет. Репин остался на финской территории. Виделся с прежними знакомыми чрезвычайно редко. Событиями были приезды в Куоккала Корнея Чуковского в 1925 году, И. П. Павлова и группы художников в 1926 году. Гости сообщали Репину о больших юбилейных выставках его работ в 1924-25 годах на Родине - в Ленинграде и Москве.
Эти рассказы очень радовали мастера. Но все более тяготила его оторванность от прежнего повседневного живого общения. Подступавшая старость мешала работе, без которой Репин не мыслил своей жизни. Когда стала отказывать правая рука, он приноровился работать левой. Не поднимали настроения и думы о судьбах детей. Их было четверо: Вера (1872-1948), Надежда (1874-1931), Юрий (1877-1954) и Татьяна (1880-1957). Отцовского таланта, целеустремленности, трудолюбия они, к сожалению, не унаследовали и долго не чувствовали себя ответственными за свою судьбу, все рассчитывая на нескончаемую родительскую поддержку. (Впоследствии все они были похоронены на православном кладбище в Хельсинки.)
К Финляндии, на территории которой он жил теперь уже совсем безвыездно, Репин относился дружески, уважал ее культурные традиции, стремился не быть здесь посторонним. В 1919 году русских художник сделал щедрый
подарок национальному музею Атенеум в Хельсинки - 27 картин из своей коллекции, среди которых были и полотна, принадлежащие его кисти (в том числе автопортрет с Нордман, написанный в 1903 году), и произведения таких художников, как Шишкин, Дубовской, Поленов и др. Известный финский художник Юхо Риссанен был учеником Репина в Петербургской Академии художеств. Репину была близка реалистическая манера работы популярного в Финляндии художника Акселя Галлен-Каллела, его интерес к трудовой жизни финнов, к фольклору.
В 1920 году в Хельсинки Репин пишет портрет этого художника, а через год приступает к созданию коллективного портрета "Финские знаменитости", на котором изобразил музыкантов, архитекторов, художников, в их числе: архитектор Элиель Сааринен, живописец Аксель Галлен-Каллела, композитор Ян Сибелиус, поэт Эйно Лейно.
картина И.Е.Репина "Финские знаменитости"
Работать Репину приходилось в значительной мере по фотографиям. Оконченную картину Репин также подарил музею Атениум. В ноябре 1922 года в Хельсинки была организована выставка работ Репина, на которой экспонировались портреты и картины на евангельские сюжеты.
В Финляндии Репин пользовался заслуженным почетом, всеобщим уважением. Финны, соседи по Куоккала,говорили, что не только они, но и вся Финляндия почитает его как одного из лучших, благородных людей, знакомство с которым - большая честь. Особенно восхищал присущий ему демократизм, нередко даже смущавший тех, кто в повседневном общении невольно обнаруживал, что имеет дело с великим человеком. Этого Репин не терпел категорически. До последних дней жизни художника его любимым домом, единственным пристанищем, помнящим столько счастливых, дружеских встреч, оставались Пенаты". Он заботился о проведении водопровода: "…а то умру, и дом останется не в порядке…" И все было в порядке - при его жизни. К счастью, он не увидел трагической судьбы своего детища в последующие годы. Репин скончался в 1930 году и был похоронен в парке "Пенатов". В 1939 году сюда пришла война. Но усадьба уцелела, хотя часть имущества, документов, работ художника была утрачена. Карельский перешеек стал
принадлежать советской России, поселок Куоккала получил новое название - в честь его знаменитого обитателя - Репина. Академия художеств приступила к созданию в "Пенатах" общедоступного музея.
Однако новая военная гроза - Вторая мировая война - принесла "Пенатам" настоящую беду. К лету 1944 года от знаменитой усадьбы остались лишь дымящиеся после пожара развалины. Началась кропотливая, трудоемкая работа по возрождению уникального памятника. Многие ценные предметы, точно соответствовавшие духу репинских "Пенатов", были отданы музею добровольными дарителями. Один из таких подарков особенно ценен и примечателен. В прихожей дома стоит старинный деревянный сундук, в каких прежде хранили домашнюю утварь, одежду и т. п. Когда-то Репин подарил его служанке Минне Лаутанен, выходившей замуж. Через много лет муж Минны, Матти Ханола, узнав, что ведется восстановление усадьбы, сгоревшей в период Второй мировой войны, и необходимы подлинные предметы, когда-то находившиеся здесь, передал уникальный сундук музею. (А. П. Купайгородская, доктор исторических наук)
Кстати Однажды к Репину в Финляндию приехал некий коллекционер с картиной, якобы принадлежащей кисти Ильи Ефимовича, с просьбой удостоверить ее подлинность. Разгневанный художник написал на картине: "Это не Репин", - и подписался: "Репин". Картина была немедленно продана за очень хорошие деньги. Ее новый хозяин "подкорректировал" полотно, оставив лишь подпись Репина, однако мошенник был разоблачен.
по материалам сайта: http://www.stopinfin.ru
Исследование картины И.Е. Репина "Утро Воскресения.Христос и Мария Магдалина"
Чурак Г.С., Гладкова Л.И., Государственная Третьяковская галерея
Возникшая в последние годы тенденция возвращения в Россию живописи известных и малоизвестных художников вновь вводит в отечественное искусство произведения, на многие десятилетия выпавшие из сферы наших знаний и изучения. Картина И.Е. Репина "Утро Воскресения.Христос и Мария Магдалина" (1920-1921, холст, масло. 212 х 141) была известна специалистам по черно-белым фотографиям, редким некачественным воспроизведениям и по переписке художника. Возвращенная ныне в Россию и исследованная специалистами Третьяковской галереи картина заставила вновь с полной серьезностью отнестись к "позднему" Репину и убедиться в несостоятельности устоявшегося тезиса об "увядании" его позднего творчества и "старческой немощи", по определению И. Грабаря. Комплексный подход к изучению этого произведения включал стилистический анализ, широкое использование эпистолярного наследия художника, мемуарной литературы и технологические исследования с помощью УФЛ„ МБС, подробное рентгенографирование картины. Именно последнее - анализ и прочтение рентгенограмм дали возможность не просто выявить специфику художественного почерка и живописного метода позднего Репина, что это само по себе очень важно, т.к. подобных материалов в накапливающемся банке данных недостаточно. Но главное - именно рентгенологическое исследование позволило "раскрыть" и "прочитать" последовательность работы Репина над одним из самых серьезных и содержательных произведений, воссоздать зарождение, поэтапное изменение замысла и его окончательное воплощение на холсте. Репин называет картину в письмах по-разному: "Христос и Мария Магдалина", "Встреча Христа с Марией Магдалиной", "Утро Воскресения", "Радость Воскресени", "Не прикасайся ко мне". Отличия в названиях могут представляться несущественными, так как основная завязка остается неизменной. Однако при обращении к евангельскому тексту становится очевидным, что каждая строка в Евангелии от Иоанна (гл. 20, ст. 11-17), на текст которого опирался Репин, давала ему возможность интерпретации различных временных последовательностей в раскрытии сюжета и одновременно выражения сложных духовных и психологических оттенков встречи Христа и Магдалины. Как часто бывало у Репина, поиски композиционных и смысловых происходили не в эскизах, а на самом холсте. Художник безжалостно уничтожал одни фигуры, переписывал другие. В докладе рассматривается процесс и стадии работы Репина над картиной, выявляющиеся благодаря совместной с технологами работе по изучению этого произведения, соответствующие тем названиям, которые дает ему сам автор. Именно рентгенологические исследования картины позволили сделать еще одно важное наблюдение.
Было отвергнуто бытовавшее среди специалистов, занимающихся изучением Репина, утверждение, что на этом холсте художником прежде был написан иной евангельский сюжет - "Неверие Фомы". Параллельное изучение эпистолярного наследия Репина подтвердило выводы технологов, что работа над этими двумя произведениями, как часто бывало у Репина, шла практически одновременно, но на разных холстах. Благодаря этим исследованиям восполняются наши знания о важнейших страницах творческой биографии великого мастера в сложный, противоречивый, не до конца проясненный поздний период его творчества.
По материалам сайта:http://www.hermitagemuseum.org"