]]>]]>

ИСТОРИЯ ВЫБОРГА В ПАМЯТНЫХ ДАТАХ

 

Николай Андреевич Римский-Корсаков на Выборгской земле

марта 24, 2010 Автор: редактор

Николай Андреевич Римский-Корсаков - известный русский композитор...

Николай Андреевич Римский-Корсаков - известный русский композитор...

 

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908) — русский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, дирижёр. В 1859–60 брал уроки у пианиста Ф. А. Канилле. Выпускник петербургского Морского корпуса, участвовал в плавании на клипере «Алмаз» (1862–65) и посетил ряд стран Европы, Северной и Южной Америки. В 1861 стал членом Балакиревского кружка («Могучая кучка»), оказавшего решающее воздействие на формирование личности и эстетических взглядов композитора. Под влиянием и руководством М. А. Балакирева созданы 1-я симфония (1865), «Сербская фантазия» (1867), ряд романсов и др. В 60-х гг. творческая индивидуальность Римского-Корсакова проявилась прежде всего в программных инструментальных произведениях, среди которых: симфоническая музыкальная картина «Садко» (1867), 2-я симфония «Антар» (1868). В эти же годы он обратился к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве (в 1872 окончена опера «Псковитянка», по драме Л. А. Мея). С 70-х гг. расширились границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова: был профессором Петербургской консерватории (с 1871, классы практического сочинения, инструментовки, оркестровый), инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873–84), директором Бесплатной музыкальной школы (1874–81), дирижёром симфонических концертов (с 1874), а позже и оперных спектаклей, помощником управляющего Придворной певческой капеллой (1883–94), возглавлял Беляевский кружок (с 1882). В середине 70-х гг. работал над совершенствованием своей композиторской техники. В 80-х гг. большое внимание уделял симфоническим жанрам. В начале 90-х гг. наблюдался некоторый спад творческой деятельности (в этот период изучал философию, писал статьи, пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений). Во 2-й половине 90-х гг. творчество приобрело исключительную интенсивность: появились оперы «Садко» (1896), «Царская невеста» (по Мею, 1898). Во время Революции 1905–07 Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов, открыто осудил действия реакционной администрации Петербургской консерватории (был уволен из консерватории, вернулся лишь после предоставления консерватории частичных автономных прав и смены руководства).
Творчество Римского-Корсакова глубоко самобытно и вместе с тем опирается на классические традиции. Гармоничность мировосприятия, ясность музыкального мышления, тонкий артистизм роднят его с М. И. Глинкой. Связанный с прогрессивными идейно-художественными течениями 1860-х гг., Римский-Корсаков проявлял большой интерес к народному творчеству (составитель сборника «Сто русских народных песен», Петербург, 1877; гармонизировал песни, собранные Т. И. Филипповым, — «40 народных песен», Москва, 1882). Увлечение фольклором, древнеславянской мифологией, народными обрядами нашло отражение в операх «Майская ночь» (по Н. В. Гоголю, 1879), «Снегурочка» (по А. Н. Островскому, 1881), «Млада» (1890), «Ночь перед Рождеством» (по Н. В. Гоголю, 1895). 15 опер Римского-Корсакова демонстрируют разнообразие жанровых (былина, сказка, легенда, историко-бытовая драма, лирико-бытовая комедия), стилистических, драматургических, композиционных решений (сочинения, тяготеющие к номерной структуре и к непрерывному развитию, оперы с массовыми сценами и камерные, с развёрнутыми ансамблями и без них). Наиболее полно дарование Римского-Корсакова выявилось в произведениях, связанных с миром сказочности, с разнообразными формами русского народного творчества. Здесь раскрываются его живописно-изобразительный дар, чистота лирики — искренней, но несколько созерцательной, без повышенной эмоциональной напряжённости. Внимание к внутреннему миру человека, к психологическому раскрытию образов проявилось в камерной опере «Моцарт и Сальери» (на текст А. С. Пушкина, посвящена А. С. Даргомыжскому, 1897), в одноактной опере «Боярыня Вера Шелога» (пролог к «Псковитянке», 1898) и особенно в драме на историко-бытовой сюжет «Царская невеста» (1898). Новые тенденции, характерные для русского искусства начале 20 в., нашли отражение в опере «Сказка о царе Салтане» (по Пушкину, 1900) с её подчёркнуто театральной условностью и элементами стилизации народного лубка, в «осенней сказочке» «Кащей бессмертный» (1902), в которой сказочная тематика трактуется символистско-аллегорически. Высокие нравственно-философские проблемы подняты в опере-легенде «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904). Последняя опера композитора — «небылица в лицах» «Золотой петушок» (по Пушкину, 1907) — беспощадная сатира на царское самодержавие.
Основой оперной выразительности Римский-Корсаков считал пение. Важную драматургическую роль в его операх выполняет и оркестр, которому нередко поручаются самостоятельные симфонические картины, антракты, например «Три чуда» («Сказка о царе Салтане»), «Сеча при Керженце» («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»). Рассматривая оперу прежде всего как музыкальное произведение, Римский-Корсаков большое значение придавал её литературной основе — либретто. Плодотворным было содружество композитора с либреттистом В. И. Бельским.
Симфоническое творчество Римского-Корсакова по сравнению с оперным не столь многопланово. Образная конкретность музыкального мышления композитора определила его склонность к программному и жанровому симфонизму. Отсюда преобладание таких типов и форм, как увертюра (фантазия), симфоническая картина, сюита. Вершинные произведения Римского-Корсакова для оркестра — «Испанское каприччио» (1887) и «Шехеразада» (1888). Существенное место в творческом наследии Римского-Корсакова занимает камерно-вокальная лирика. Написал 79 романсов, в т. ч. вокальные циклы «Весной», «Поэту», «У моря».
Творчество Римского-Корсакова ярко национально. Композитор использует подлинные образцы музыкального фольклора и органично претворяет песенные интонации в собственных мелодиях. Значителен его вклад в область гармонии и инструментовки: расширил и обогатил их колористические возможности, создал свою систему ладово-гармонических средств, в основе которой — сложные лады (в т. ч. характерный звукоряд — гамма Римского-Корсакова); оркестровка сочетает красочность, блеск с ясностью, прозрачностью.
Важное просветительское значение имела дирижёрская деятельность Римского-Корсакова, пропагандировавшего произведения русских композиторов. Большую роль сыграла его редакторская работа, благодаря которой были опубликованы и исполнены многие произведения русской музыки («Каменный гость» Даргомыжского, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Борис Годунов», «Хованщина» М. П. Мусоргского; Римский-Корсаков также подготовил и издал, совместно с Балакиревым и А. К. Лядовым, оперные партитуры Глинки). Исключительное значение имела его педагогическая деятельность. Создатель композиторской школы, Римский-Корсаков воспитал 200 композиторов, дирижёров, музыковедов, среди которых — А. К. Глазунов, А. К. Лядов, А. С. Аренский, М. М. Ипполитов-Иванов, И. Ф. Стравинский, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, М. А. Баланчивадзе, Я. Витол, Н. В. Лысенко, А. А. Спендиаров. Частичным обобщением педагогического опыта явились его учебники гармонии и оркестровки, ценным историческим документом — автобиографические книги «Летопись моей музыкальной жизни» (1906). В 1944 в г. Тихвин открыт Дом-музей, в 1971 в Ленинграде — Музей-квартира Римского-Корсакова.

Сочинения: Оперы — Псковитянка (1873, Петербург; 2-я редакция 1878; 3-я редакция 1892, постановка 1895, там же), Майская ночь (1880), Снегурочка (1882), Млада (1892), Ночь перед Рождеством (1895, все — Петербург), Садко (1897), Моцарт и Сальери (1898), Боярыня Вера Шелога (1898), Царская невеста (1899), Сказка о царе Салтане (1900, все — Москва), Сервилия (1902, Петербург), Кащей бессмертный (1902, Москва), Пан воевода (1904, Петербург), Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (1904, постановка 1907, там же), Золотой петушок (1907, постановка 1909, Москва); кантаты — Свитезянка (1897), Песнь о вещем Олеге (1899) и др.; для оркестра — 3 симфонии (1865, новая редакция 1884; 2-я — Антар, 1868, новая редакция 1897; 1873, новая редакция 1886), музыкальная картина Садко (1867, окончательная редакция 1892), Сербская фантазия (1867, окончательная редакция 1889), Сказка (1880), Симфониетта на русские темы (1885), Испанское каприччио (1887), сюита Шехеразада (1888), Светлый праздник (Воскресная увертюра, 1888), Дубинушка (со смешанным хором ad libitum, 1906) и др.; для инструментов с оркестром — концерт для фортепиано (1883), Фантазия для скрипки (1886), Серенада для виолончели (1893) и др.; произведения для инструментов с духовым оркестром; камерно-инструментальные ансамбли; фортепианные пьесы; хоры с оркестром и a cappella; камерно-вокальные ансамбли; 79 романсов для голоса с фортепиано; обработки народных песен.

 
Серов. Портрет композитора Н.А.Римского-Корсакова. 1898.

Серов. Портрет композитора Н.А.Римского-Корсакова. 1898.

Николай Андреевич РИМСКИЙ-КОРСАКОВ, композитор.

Николай Андреевич РИМСКИЙ-КОРСАКОВ, композитор.

Композитор Н.А. Римский-Корсаков.

Композитор Н.А. Римский-Корсаков.

Медаль настольная Римский Корсаков.

Медаль настольная Римский Корсаков.







  • История Выборга / Выборгский трамвай
  • История Выборга/ Стихотворение А.Ахматовой "В Выборге"
  • История Выборга/ В.И. Ленин в Выборге
  • История Выборга/ Пожар 1856 года в Выборгском замке
  • История Выборга/ 153 года со дня открытия Сайменского канала
  • 200 лет Фридрихсгамскому договору
  • История Выборга/ Мгновениям 70 лет
  • История Выборга/ Начало строительства гостинницы "Дружба"
  • История Выборга/ Н.С. Хрущёв в Выборге
  • История Выборга/ Рождение школ Выборга
  • История Выборга/ Екатерина II о единой архитектуре Выборга
  • История Выборга / Русский писатель Л. Андреев в Выборге
  • История Выборга/ Страницы первой мировой войны 1914-1918гг.
  • История Выборга/ 22-й армейский корпус
  • История Выборга/ Завершение строительства Круглой башни
  • День города Выборга
  • История Выборга / Ореховский мир - первая граница со Швецией
  • Ореховский мир
  • История Выборга/ Одоевский Владимир Федорович
  • История Выборга / Первый камень фундамента собора Петра и Павла
  • История Выборга/ 28 Героев Советского Союза за бои под Выборгом
  • История Выборга / История кафедрального собора средневекового Выборга
  • История Выборга/ Российская императрица Екатерина II Великая в Выборге
  • История Выборга / Выборгское воззвание 1906г.
  • История Выборга / Д.И.Менделеев в Выборге
  • История Выборга / Император Павел I в Выборге.
  • История Выборга / Ю.А.Гагарин в Выборге.
  • История Выборга/ А.А.Ахматова в Выборге
  • История Выборга / Выборгское морское сражение
  • Выборгское морское сражение 22 июня 1790 года
  • История Выборга/ Салют воинам Ленинградского фронта
  • 65 лет со дня освобождения Выборга в 1944 г.
  • История Выборга / События 1710 года
  • Память о Северной войне
  • История Выборга / Взятие Выборга войсками Петра I
  • 65 лет Выборгской наступательной операции!
  • Выборгская операция Карельского фронта (1944г.)
  • История Выборга / Русский композитор М.И. Глинка и Выборг
  • Глинка Михаил Иванович
  • История Выборга / Пётр I и Выборг
  • Краеведческое исследование "Петр Первый и смена эпох в истории Выборга"
  • История Выборга / Генеральный план восстановления Выборга
  • История Выборга / Император Александр I в Выборге
  • Биография императора Александра I
  • История Выборга / Третий шведский крестовый поход
  • История Выборга / А.К. Глазунов в Выборге
  • Память о подвиге русских воинов
  • История Выборга / Мемориальный комплекс освободителям Выборга
  • История Выборга / Екатерина II в Выборге
  • История Выборга / Архитектор Якоб Аренберг
  • История Выборга/ Трагические события весны 1918 года
  • История Выборга / Ян Сибелиус в Выборге
  • Живая легенда, символ национальной культуры
  • История Выборга / А.В. Суворов в Выборге
  • История Выборга / День памяти Н.П. Симоняка
  • История Выборга / Восстановление и возрождение Выборга
  • Возрождение Выборга
  • История Выборга / В.Ангальт
  • История Выборга / Русско-шведская война 1788-1799 г.г.
  • Картины художника И.Е. Репина в Выборге
  • Восстание декабристов и Выборгская крепость
  • История Выборга / Художник И.Е. Репин в Выборге. Репин Илья Ефимович и его Картины
  • История Выборга/ М.И. Кутузов в Выборге
  • 75 лет с начала строительства библиотеки А.Аалто
  • День памяти Эмиля Сивори
  • ]]>
    Яндекс.Метрика
    ]]>